Отрывок из разговора с преподавателем калари-паятту Сергеем Куберой.
‑ Почему люди занимаются не тем, что нравится?
‑ Я думаю, потому что многие не знают, как найти то, что им по душе. А порой и вовсе не успевают задуматься об этом. Многие строят иллюзии, что их жизнь начнется, когда что-то произойдёт ещё. Это не является чем-то плохим, так сейчас устроено общество, на максимальном оттягивании момента, когда человеку придется заглянуть в глаза реальности. Детям говорят «Будет день рождения – получишь подарок», и они живут ожиданием дня рождения. Подросткам говорят «Дорастешь до восемнадцати лет –и тогда у тебя начнётся жизнь», и подростки ждут своего совершеннолетия, чтобы уж наконец-то начать жить. А там они узнают, что жизнь начнётся, когда они закончат вуз или отслужат в армии. А потом, оказывается, настоящая устоявшаяся жизнь начнется, когда женишься. Затем, когда уже дети вырастут, тогда можно будет пожить для себя. А потом вдруг надо и детям помогать внуков поднимать. И вот неожиданно приходит час, когда человеку открывается реальность, и он понимает, что и не жил вовсе, что совершенно не успел сделать чего-то главного.
‑ А ты строишь иллюзии?
‑ Да, это мой главный враг, противостояние с которым длится уже много лет. Но я не просто так остановился в своём выборе на калари-паятту: перевес сил на моей стороне.
‑ А за счет чего?
‑ За счет изменения восприятия и силы духа благодаря традиции калари.
‑ А почему ты стал заниматься калари-паятту?
‑ Из-за нехватки любви в сердце. Так ведь большинство людей начинает чем-то заниматься: есть потребность в большей любви к себе и кажется, что новые знания или ещё одно образование могут что-то изменить. Но иллюзия просвещения в наше время достигла безграничных масштабов: повсюду информационный мусор продается как гарант успеха в жизни, а на самом деле любви и принятия себя это не приносит. Но я уж очень тогда хотел любви, поэтому смог привлечь в свою жизнь что-то по-настоящему живое. И именно калари-паятту стало мостом.
‑ Неужели все, кто занимается калари, переживают новое рождение?
‑ Совсем нет. Кто-то занимается калари-паятту, потому что в диковинку что-то необычное. Кому-то просто нравится заниматься с оружием, а не так уж много традиций, где можно безопасно отрабатывать удары разными палками или саблями. Кто-то тренируется ради гибкости, а такие необычные динамические комплексы на гибкость тоже редкость. Здесь важнее то, к какому учителю ты пришёл заниматься. Мне с этим повезло, я пришел заниматься к человеку, который мне стал показывать внутреннюю сторону калари-паятту, поэтому теперь и я делаю то же самое, но большинство людей всё равно занимаются только внешней стороной.
‑ И даже в Индии?
‑ Особенно в Индии.
‑ А что ты подразумеваешь под внешней и внутренней сторонами?
‑ Внешнее – это всё, что связано непосредственно с движением, схемами движений, правилами выполнения движений, традиционными особенностями, вроде алтаря с оружием, специальных намаскаров («приветствий» ‑ прим. ред.) оружию, месту, партнерам по упражнению. Внутреннее – это то, что является причинностью всего, что я перечислил: как текут энергии, какие возможности открываются, для чего это делается, как это применить в жизни, как благодаря всем этим знаниям проявить себя как можно шире.
‑ Хочешь сказать, что внешнее не так важно для калари? А как же все эти завораживающие показательные прыжки, сложные комплексы движений, которыми можно либо восхищаться, либо пугаться?
‑ Да, это всё на десятом месте. По крайней мере, в той форме калари-паятту, которую показывал мой учитель, учитель моего учителя, учитель учителя моего учителя и так четыре тысячи лет преемственности. Хотя, конечно, может, и не так всё было две или три тысячи лет назад, но раз до сегодняшнего дня в этой цепи передачи знаний сохранилась очень глубокая внутренняя практика, что сейчас является большой редкостью, то знания уж точно передавались как-то многогранно и с упором на внутреннюю составляющую.
‑ А что ты тогда показываешь в первую очередь новичкам, которые приходят к тебе на занятия?
‑ По-разному. Всё-таки люди очень разные, и к каждому человеку нужен индивидуальный подход. Калари-паятту – это же комплексная система. В ней найдётся место для изучения людям любого склада ума и характера. Поэтому кому-то на занятиях я подробно объясняю механику каждого движения, чтобы человек мог всё запомнить с помощью логики, чтобы чувствовать себя свободнее; для кого-то важнее энергетическая составляющая, и тогда освоение движений идет совсем по-другому; кому-то нужно проявлять в жизни те качества, которые вырабатываются в парных упражнениях. Всё это хорошо видно в людях, и для меня гораздо важнее, чтобы мои занятия приносили людям плоды в их повседневной жизни, чем то, что человек начнет на занятиях махать руками и ногами как акробат.
Общие вопросы о занятиях калари-паятту.
Какая одежда подходит для занятий Калари-паятту?
Для занятий подходит любая свободная одежда и спортивная обувь, также можно заниматься босиком.
Как проходят занятия?
Занятия проходят в просторном зале в группе до 12 человек. В начале выполняетсся легкая разминка. Далее делаются упражнения для рук, упражнения для ног, разучиваются комплексы движений чоуду и мэй-паятту, а также работа с короткими палками и длинными шестами (в парах и кручение). В процессе занятия присутствует как одиночная так и парная работа.
Можно ли присоединиться к уже занимающейся группе новичку?
Да, можно.